Архитектура для жизни
Как системный подход помогает управлять городами (и не только)
Все вокруг построено согласно определенной архитектуре: здания и города, печатные платы устройств и протоколы, по которым они подключаются к интернету — и даже карьера бывает подчинена корпоративной архитектуре. О чем бы мы ни говорили, структурный подход облегчает процесс работы и позволяет добиться лучшего результата. В материале, подготовленном вместе с порталом о науке и технологиях N + 1 ,мы рассказываем, что за проблемы решает архитектурный подход в IT (и не только) и какой путь к сегодняшнему дню прошли умные системы управления городами.
Материал подготовлен вместе с научно-популярным порталом N+1, обладателем Всероссийской премии «За верность науке» в номинации «Лучший онлайн-проект о науке». 100% научно!
Когда говорят об «архитектуре», в первую очередь на ум приходят города. Бывает, что решения архитекторов не лишены изъянов, но постройки становятся культовыми. Яркий пример — Пизанская башня. Иногда архитекторы забывают, что строят здания не в Minecraft, и тогда появляется что-то вроде отеля Вдара в Лас Вегасе, чьи изогнутые зеркальные стены превращают окрестные улицы в горящий ад. Порой архитекторов осеняют действительно интересные идеи — например, позволить пешеходам самостоятельно вытоптать тропинки, после чего замостить их, как это произошло в университете штата Огайо.
От архитектурных объектов требуется соответствовать назначению и приносить пользу, выдерживать нагрузки и быть эстетически приятными. В цифровом мире архитектура должна соответствовать тем же требованиям — разве что эстетическая красота заменяется понятностью и удобностью для пользователя.
Безусловно, можно написать программу для себя или небольшой коммерческий проект, вообще не обращая внимания на архитектуру. Однако при создании сложных систем необходимо учитывать тысячи параметров и обеспечивать взаимосвязь между множеством компонентов. Здесь не обойтись без четко прописанного плана, который описывал бы как состав компонентов, так и взаимодействие между ними. Таким планом и является архитектура системы. Это верно для любых сложных объектов и систем, создаваемых человеком — не зря целые книги посвящают архитектуре предприятий, процессоров и информационных систем, а Международная организация по стандартизации (ISO) выпустила отдельный стандарт ISO/IEC/IEEE 42010:2011 «Системная и программная инженерия. Описание архитектуры».
Кстати, согласно ISO, определение архитектуры звучит так: «Архитектура (системы) — фундаментальная организация системы, реализованная в ее компонентах, их взаимосвязях друг с другом и с окружающей средой, и руководящие правила проектирования и развития системы».
В вычислительных машинах архитектурный подход появился раньше, чем некоторые города на карте. Задолго до трудов фон Неймана в переписке его обсуждали Чарльз Бэббидж и Ада Лавлейс, которые вместе работали над несостоявшимся проектом аналитической машины — прообразом современного компьютера. Конрад Цузе описывал архитектурный подход при патентовании первой версии своей вычислительной машины Z1. Впрочем, архитектуры современных интеллектуальных систем имеют мало общего с этим механическим устройством.
Архитектурный подход к созданию ПО был сформирован гораздо позже. В конце 1960-х это сделал голландский математик и исследователь структурного программирования Эдсгер Дейкстра. Возникновение подобной инициативы было связано с ростом сложности задач, которые решались с помощью компьютеров, и необходимого для этого программного обеспечения.
Сегодня в большинстве случаев ПО создается по принципу экономии времени программиста. Тогда же время вычислительных машин стоило дороже времени программиста, не говоря уже о технических ограничениях ЭВМ середины прошлого века. В итоге разработчики не имели иного выхода, кроме жесткой оптимизации кода. Парадигма структурного программирования, предложенная Дейкстрой, имела своей целью не только повысить производительность труда программистов, но и сократить число ошибок при разработке, а также упростить дальнейшую отладку и модификацию больших программных комплексов.
Каждый из компонентов объемного проекта в IT выполнен по собственной архитектуре: процессор, макетная плата, сетевое размещение, облачные вычисления и нейросети. Более того, для каждого из них существует не одна, а множество архитектур. От архитектора цифровой системы требуется сделать трудный, но правильный выбор.
Взять, к примеру, RISC и CISC архитектуры процессоров. Едва ли можно сказать, что одна лучше другой. CISC процессоры более производительны, поскольку несколько команд в них можно заменить одной аналогичной. Однако стоят они дороже и потребляют больше энергии, чем RISC процессоры, которые благодаря экономичности и более демократичной стоимости популярны в мобильных устройствах. Инженеру же необходимо понять, какая архитектура лучше подойдет его проекту.
Можно выделить три важнейших комплекса технологий, находящихся в основании современных интеллектуальных систем: программное обеспечение, нейросети и облачные технологии.
Материал подготовлен вместе с научно-популярным порталом N+1, обладателем Всероссийской премии «За верность науке» в номинации «Лучший онлайн-проект о науке». 100% научно!
Кстати, согласно ISO, определение архитектуры звучит так: «Архитектура (системы) — фундаментальная организация системы, реализованная в ее компонентах, их взаимосвязях друг с другом и с окружающей средой, и руководящие правила проектирования и развития системы».
В наши дни у многих компаний на вооружении стоят интеллектуальные системы, координирующие отдельные направления деятельности. Такие системы есть и у современных «умных городов». Впрочем, об автоматизации управления — в масштабах, существенно превышающих уровень одного города — задумались еще в прошлом веке.
Служебная иерархия в компании также построена согласно определенной архитектуре. Доминирующей остается стандартная вертикальная (иерархическая) модель, однако все больше компаний ищут альтернативные принципы управления, усиливая роль горизонтальных связей.
Так или иначе в организации существуют сотрудники и группы сотрудников — отделы. Существуют логические соединения между ними, которые отражают принадлежность к формальным и неформальным группам, формальную и неформальную подчиненность. В стандартной модели влиять на иерархию рядовой сотрудник практически не способен, однако он имеет власть над собственным карьерным ростом. Насколько большую и как создать механизм продвижения по карьерной лестнице, который будет одновременно эффективным и безболезненным, — сложный вопрос, занимающий в том числе математиков.
Но уже сейчас есть и практические советы. Например, можно выделить два основных пути: путь карьериста и путь профессионала.
Первый (малоэффективный) предполагает продвижение через целенаправленное увеличение влияния на вашего руководителя. Второй достигается путем приобретения авторитета у сослуживцев. Путь карьериста отражает развитие вертикальных связей в архитектуре вашей команды (то есть получение репутации и влияние через начальника), а путь профессионала — горизонтальных.
Путь карьериста
Путь профессионала
В середине ХХ века советский кибернетик Анатолий Китов предложил идею ОГАС — общегосударственной автоматизированной системы учета и обработки информации. ОГАС предполагала создание системы управления экономикой СССР с помощью единой государственной сети компьютеров. Тогда же зародилась идея создания облачных систем: Китов предлагал, вместо распыления советских ЭВМ по тысячам предприятий и институтов, группировать их в вычислительные центры. В мирное время они должны были решать гражданские задачи, а в военное — задачи обороны страны. Доступ к таким центрам предполагалось сделать дистанционным.
В 1960-х проект был переработан академиком Виктором Глушковым, которому удалось заручиться поддержкой председателя совета министров Алексея Косыгина. Однако и он не сумел преодолеть сопротивление чиновников, которые считали, что СССР не нуждается в единой информационной системе, и разрабатывать следует только отраслевые — тогда и началась кампания по внедрению на многих предприятиях автоматизированных систем управления, которая продлилась вплоть до начала Перестройки.
Схема размещения базовых центров связи ОГАС
Амбициозность планов Глушкова подтверждается тем, что уже тогда с помощью ОГАС он планировал ввести в СССР систему электронных платежей, а не последнюю роль в провале этого проекта сыграло освещение в мировых СМИ. Издания твердили, что компьютерная система заменит Кремль.
Во многом успешнее сложилась судьба другого проекта — чилийского Киберсина (Cybersyn), системы управления плановой экономикой. В 1970 году на выборах в Чили победу одержал социалист Сальвадор Альенде. Оказавшись у власти, он посчитал, что в стране недостаточно квалифицированных управленческих кадров для реализации намеченных им радикальных преобразований экономики. Компенсировать эту нехватку было решено за счет внедрения единой компьютерной системы.
Для ее разработки в 1971 году в Чили был приглашен британский кибернетик Стаффорд Бир. Ученый считал, что для эффективного управления экономика страны должна быть прозрачной. Основная идея Бира заключалась в использовании кибернетики для управления, которое он сам называл «наукой эффективной организации».
Все экономические показатели должны были в режиме реального времени стекаться в комнату управления в Президентском дворце в Сантьяго. Взаимодействие с ней было сделано максимально простым — все для того, чтобы любой человек в будущем был способен управлять государством и влиять на его развитие. Этот подход отражал политические взгляды Альенде и научные взгляды Бира. Несмотря на технологическое отставание Чили (в 1971 году в стране числилось всего-навсего 57 ЭВМ), Киберсин удалось запустить. Для анализа экономики Чили Бир использовал VSM — модель жизнеспособной системы, созданную по образу и подобию нервной системы человека.
Схема размещения базовых центров связи ОГАС
Вместо иерархической системы Бир предложил расположить между правительством и местными производствами орган управления, который бы контролировал как выполнение распоряжений «сверху», так и сбор и передачу информации «снизу».
В 1972 году компьютерная сеть связывала основные предприятия, институты и несколько министерств. Во время забастовки грузоперевозчиков 1972 года Киберсин помог снабжать трехмиллионный Сантьяго продовольствием, имея в наличии всего 200 грузовиков.
У создателей системы были и другие амбициозные идеи. Например, CHECO, экономический симулятор, который должен был помочь министерствам тестировать решения и реформы до их введения, и CyberFolk — система обратной связи с населением. Предполагалось, что люди, используя портативные устройства, могли бы выражать свой уровень согласия и недовольства определенными решениями правительства, и информация об их взглядах всегда была бы доступна министерствам.
Однако планам развития Киберсина не суждено было сбыться. После военного переворота 1973 года и прихода к власти Аугусто Пиночета проект был свернут, а знаменитый центр управления — взорван по указу нового правительства.
Современные проекты схожего толка и близко не столь масштабны: ни один из них не метит в управление целыми странами, ограничиваясь проектами интеллектуальной модернизацией городов. Их цель — цифровизация и повышение качестве жизни горожан. Это предполагает не только облегчение доступа к муниципальным сервисам и, например, оптимизацию электроснабжения, дорожного движения, но также искоренение чрезмерной бюрократии, борьбу с коррупцией и продвинутые методы отслеживания экологической ситуации.
Программа развития умного города в Амстердаме предлагает жителям больше возможностей для принятия локальных решений. Горожане могут сдавать свои парковочные места в аренду через специальное приложение, а муниципалитеты — решать, каким должно быть освещение в управляемых ими городских районах. Все это реализуется с помощью веб- и мобильных приложений, которые подключены к единой платформе. Новые возможности легко добавляются с помощью подключения новых приложений. С их помощью власти города собирают всю актуальную информацию.
План развития Москвы включает разработку и внедрение до 2030 года единой медицинско-аналитической системы, а также управление городом с помощью технологий больших данных и искусственного интеллекта. Для больших городов с увеличивающимся населением и трафиком это единственный путь развития. Архитектура «умной Москвы» делится на четыре уровня:
Большинство современных концепций умного города предполагает более или менее похожее разделение на слои. Их архитектуру рассматривают с точки зрения используемых технологий, взаимодействия человека и интеллектуальных систем, возможностей сбора данных и развития и многих других.
На пути создания комплексной системы умного города необходимо решить множество проблем: от организации технической инфраструктуры до продвижения новых систем среди населения, скорее всего весьма неоднородного как минимум в смысле технической грамотности. Умный город требует архитектуры, которая бы позволила хранить огромное количество данных, обеспечивая высокий уровень безопасности и возможность их передачи от одной системы к другой с минимальной задержкой; предусматривала бы широкую доступность технологий для всех слоев населения; наконец, не требовала бы исключительных усилий по внедрению.
Амбициозный проект, предлагающий эталонную архитектуру для создания умного города, развернут в китайском Шэньчжэне. Для модернизации власти города используют разработанную Huawei архитектуру Intelligent Twins, которая призвана ввести единую модель для управления городами и крупными предприятиями и способна принимать решения за счет повсеместного внедрения искусственного интеллекта.
Архитектура представляет собой объединение разнообразных технологий: гибридную облачную базу, которая облегчает разработку приложений с внедрением ИИ, разнообразные модели машинного обучения, доступные к внедрению с учетом отраслевых особенностей, а также различные стандарты и протоколы, обеспечивающие связь между всеми компонентами системы: 5G, IoT, IP, Wi-Fi и другие.
Прежде чем подробнее рассказать об «интеллектуальных двойниках, стоит уточнить, что это не то же самое, что цифровые двойники. Последние вполне могут быть частью больших интеллектуальных систем, но у них довольно ограниченная задача. Чаще всего цифровые двойники реализованы в виде дополненной реальности или отдельно существующей цифровой модели, которая помогает сравнивать объекты с эталоном или тестировать отдельные решения перед их внедрением в реальном мире.
Архитектура Intelligent Twins — слоеный торт из интеллектуального взаимодействия, интеллектуального подключения, интеллектуального хаба и интеллектуальных приложений, ведущую роль в котором играют облачные технологии и искусственный интеллект. На нижнем уровне взаимодействия располагаются умные устройства, обеспечивающие взаимодействие с физическим миром. Связь между ними и интеллектуальным хабом — центром Intelligent Twins — осуществляется с помощью операционной системы Intelligent Edge Fabric, которая позволяет хабу взаимодействовать с устройствами на базе разных операционных систем, объединяя их в единую экосистему. Интеллектуальный хаб фильтрует, сортирует и анализирует данные различных типов и формирует выводы на основе общих знаний, отраслевых ноу-хау и контекста, а также осуществляет интеллектуальный анализ. В этом ему помогает гибридная облачная система и технологии искусственного интеллекта. Работа «двойников» на местах реализуется с помощью подхода SaaS, то есть пользователи получают доступ к необходимым сервисам удаленно, посредством браузера или собственных гаджетов.
Внедрение «интеллектуальных двойников» осуществляется поэтапно. Сначала необходимо создать инфраструктуру подключений, выстроить коммуникацию между людьми и объектами, объединить все при помощи IoT и других технологий. Затем создается облачная инфраструктура, способная управлять подключениями и поддерживающая работу с большими данными. В дальнейшем созданные системы оптимизируются и соединяются воедино, проходя тесты на безаварийность и качество работы. Наконец, на последнем этапе внедряется ИИ, который должен взять на себя управление вверенными ему сферами.
На текущий момент Intelligent Twins внедрены в более чем 600 проектов. И если их количество будет расти, возможно, использование единой архитектуры позволит формировать вокруг подключенных к системе городов и предприятий надстройки, которые в будущем позволят вновь вернуться к идее «умных государств» с централизованным сбором данных, умным управлением и контролем ресурсов.